Игра «Квач»

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Квач.

Квач — поширена дитяча рухлива гра, у якій треба влучити м’ячем у втікача або, наздогнавши його, торкнутися рукою. Має безліч варіантів. Назва гри походить від «квача» — пучка клоччя на ручці, який первісно уживався для гри замість м’яча.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 347
Источник: https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%87_(%D0%B3%D1%80%D0%B0)

Обычные салочки

Один из играющих — водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого осалит (дотронется ладонью) водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т. д., пока не переловят всех. Существует другой, бесконечный вариант игры: тот, кого осалит водящий, сам становится водящим, а водящий, наоборот, становится простым игроком.

Иногда по согласованию игроков вводится одно или несколько из дополнительных правил: а) водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого, б) «руки, ноги, голова не считово никогда» — дотрагивание до руки, ноги и головы не считается, в) «выше (ниже) земли» — убегающий игрок может встать на пень или любое другое место выше (ниже) уровня земли и тем самым получить временную неприкосновенность.

Блок: 2/16 | Кол-во символов: 819
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Подвижные игры с предметами

Подвижные игры для детей – это не только необходимость, это сама жизнь. Подвижные игры развивают координацию движений, способствуют улучшению кровообращения, развивают умение работать в команде, да и просто приносят ребенку положительные эмоции!

Сегодня мы предлагаем вам несколько подзабытые нынешними поколениями игры. Это Квач, Жмурки, Пять в ряд и Горелки. Это очень простые игры, и именно поэтому дети в них охотно и увлеченно играют.

Для этих игр нужны будут несколько предметов: шарф, мяч, конфеты (или любые маленькие предметы).

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 570
Источник: http://kinderinfo.ru/podvizhnye-igry-iz-nashego-detstva/

Круговые салочки

На земле чертится большой круг. Играющие становятся по кругу. По сигналу все бегут по кругу друг за другом.

Если кто-то кого-то догонит и осалит, тот выходит из игры. По звуковому сигналу все должны развернуться и бежать в противоположную сторону, стараясь осалить бегущего впереди.

Выигрывают те, кого не смогли осалить.

Блок: 3/16 | Кол-во символов: 340
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Квач

Помните, в мультике «Про Петю Пяточкина» слоненок, играя в мячик, приговаривал: «Квачик, квачик, дай калачик»? Квач – незаслуженно забытая игра с мячом.

По сигналу одного из игроков «Квач» все разбегаются. Задание квача-ведущего – догнать убегающих и коснуться мячом. Тот, кого догнали, становится ведущим. Каждый новый ведущий поднимает руку и кричит «Я квач!». Ловить предыдущего ведущего не разрешается.

Для усложнения игры есть дополнительные правила: не разрешается ловить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног ( в позу отжимания) или замрет на одной ноге в позе «ласточка». Можно договориться, что в безопасности от квача будет тот, кто коснется рукой деревянного или металлического предмета. Можно нарисовать мелом «домики», в которых можно прятаться.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 805
Источник: http://kinderinfo.ru/podvizhnye-igry-iz-nashego-detstva/

Перекрестные салочки

Игрок может избавиться от преследования водящего, если какой-нибудь другой игрок пробежит между ним и водящим. В этом случае водящий должен бегать за игроком, пересёкшим его путь.

Блок: 4/16 | Кол-во символов: 202
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Пять в ряд

Помните любимую многими компьютерную игру «Шарики», где основная задача – выстроить в ряд пять шариков одного цвета? В этой подвижной игре с мячом ситуация похожа, только «шарики» мы будем собирать. Итак, правила.

Раскладываем на земле пять небольших предметов. Это могут быть кегли, мячики, кубики, конфеты. До первой конфеты – 2 метра. Расстояние между каждой следующей конфетой – тоже 2 метра.

Игроку нужно пробежать 10 метров, подбирая на бегу конфетки и еще назад 10 метров, удерживая их в руках. Возвращаться без «добычи» нельзя!

Если количество игроков позволяет, можно устроить командное соревнование, кто быстрее справится с задачей.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 661
Источник: http://kinderinfo.ru/podvizhnye-igry-iz-nashego-detstva/

Цепные салочки

Отличаются от обычных салочек тем, что игрок, которого осалили, берет за руку водящего и так бегает за другими игроками.

Следующий осаленный берет за руку кого-то из этой пары и так далее. Составляется длинная цепь водящих, которая может окружать убегающих. Если на бегу цепь разрывается, то водит кто-то из тех игроков, которые расцепили руки.

Кто из двух — решают по жребию (например, «камень, ножницы, бумага»).

Блок: 5/16 | Кол-во символов: 431
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Горелки

Игру можно начинать по сигналу ведущего. А суть её вот в чем. Игроки, держась за руки, становятся парами в затылок друг другу. Впереди – ведущий. По команде ведущего, последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один слева, другой справа колонны. Ведущий старается поймать бегущих, а их задача – увернуться и успеть взяться за руки.

Если ведущий поймал одного из игроков, он вместе с ним становится первой парой колонны, а оставшийся занимает место ведущего. Если же игроки сумеют перехитрить ведущего и взяться за руки, они сами становятся во главе колонны, а ведущий начинает все сначала..

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 605
Источник: http://kinderinfo.ru/podvizhnye-igry-iz-nashego-detstva/

Перуанские салочки

Отличаются от обычных тем, что если игроки взялись за руки — их нельзя осалить. Поэтому игрок, если он видит, что опасность близко, кричит: «На помощь!», и кто-нибудь из остальных играющих бежит и подает ему руку.

Блок: 6/16 | Кол-во символов: 234
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Жмурки

Дети часто и охотно играют в «жмурки», это очень простая игра. Одному ребенку – ведущему – завязывают глаза платком или шарфом. По сигналу игроки разбегаются, а ведущий старается поймать кого-нибудь из бегущих. Пойманный меняется ролями с ведущим.

Остальные дети следят, чтобы ведущий не натолкнулся на какой-нибудь предмет или стену (если играют в большой комнате). Увидев опасность, они предупреждают ведущего криком «Огонь!»

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 438
Источник: http://kinderinfo.ru/podvizhnye-igry-iz-nashego-detstva/

Обезьяньи салочки

Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему.

Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге.

Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Блок: 7/16 | Кол-во символов: 372
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Вампирские салочки

Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок.

Цель «Вампиров» — захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами».

Игра считается завершенной, когда будет пойман последний «Человек». После этого команды обычно меняются ролями и начинается вторая игра. Эта игра хороша тем, что в ней нет ни победителей, ни проигравших, поэтому в итоге всегда побеждает дружба.

Блок: 8/16 | Кол-во символов: 676
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Джерела

  • Фізична культура у дошкільному навчальному закладі. Упорядник М. С. Шкуратова. Х.: «Ранок», 2010
  • Квач, салки или догонялки
  • Гра квач
  • Украинские игры
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 155
Источник: https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%87_(%D0%B3%D1%80%D0%B0)

Вонючка

Берётся мяч, тряпка или клубок верёвки — «вонючка». Водящий бросает вонючку в кого-нибудь из остальных; если попадает — тот водит. Если же промахнулся — бежит подбирать вонючку. Другое название этой разновидности: сиф или сифа, «плешь».

Если во дворе есть высокий спортивный снаряд (рукоход, шведская стенка, брусья), играют и в такой вариант: водящий ходит по земле, остальные располагаются на верхушке.

В плавательном бассейне кидают мячик для большого тенниса. Все игроки находятся в воде, но водящий может бегать и вдоль края. В кого кинули старается успеть нырнуть, чтоб мяч в него не попал. При этом водящий может делать обманные движения рукой, имитируя бросок — заставляя нырнуть, но реально кидая только тогда когда человек выныривает. Если водящий промахивается, то плывет за мячиком и все начинается снова. Данный вариант получил распространение в городе Кирове в детских спортивных секциях плаванья, во время дней свободного плаванья.

Блок: 9/16 | Кол-во символов: 956
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Колдунчики

Второе название «колдунчиков» — «чай-чай-выручай». Ещё существует вариант «заморозка».

Иногда играют на хоккейных или роликовых коньках. Игроки делятся на две неравные команды: «колдуны» (от 1 человека до примерно трети всех игроков) и «убегающие» (остальные).

Если колдун запятнает убегающего, он его «заколдовывает» — тот возвращается в то место, где его запятнали, и встаёт неподвижно. «Расколдовать» его может кто-то из убегающих. Колдуны выигрывают, когда заколдовывают всех, убегающие — когда за отведённое время не дали колдунам это сделать.

Покинувший пределы площадки убегающий становится «заколдованным». Упавший в непосредственной близости от колдуна — тоже. Если непосредственно после прикосновения колдун падает или покидает пределы площадки, запятнанный становится свободным. Осаливать можно рукой за любую часть тела/одежды/снаряжения, в том числе за конёк. Освобождать не вернувшегося на место «заколдованного» запрещено. Силовые приёмы запрещены. Заколдованные не могут образовывать цепочки, мгновенно освобождающиеся при «расколдовывании» любого из них.

Если участников игры больше 10—15 человек, часто используют цветные повязки или ленточки для обозначения водящих и убегающих.

Блок: 10/16 | Кол-во символов: 1210
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Названия

Простота правил, отсутствие необходимости в сложных приспособлениях, постройках и т. п. привели к чрезвычайной распространённости игры, получившей в различных регионах России и бывших союзных республик множество наименований. К примеру, простейший «бесконечный вариант» (см. выше раздел «Обычные салочки») игры имеет около 40 названий, например:

  • бата — Хабаровск (Россия)
  • баши́ — Челябинск (Россия), Рождественка (Республика Казахстан).
  • бэрка, бэрик («играть в бэрку (бэрика)») — Северо-Западная Беларусь
  • бэцык («играть в бэцыка») — Юго-Западная Беларусь
  • вада — Брянск, Ивановская обл., Северодвинск (Россия)
  • во́ды — Подмосковье (Россия)
  • галл («играть в галла»; догоняющий — «галл») — Сакский район
  • галя (догоняющий — «галя») — Пермь, Екатеринбург (Россия), Брест (Беларусь)
  • гаша — Рубцовск (Алтайский край, Россия) — отсюда и глагол — гасить, загасить; прилагательное — гашоный
  • го́ли («играть в го́ли»; дотронуться — «заголи́ть»; начало — «чай-чай, налетай, кто в го́ли играй») — Элиста (Россия)
  • голя — Кемеровская обл., Улан-Удэ, Якутия (Россия)
  • горе́лки — Москва (Россия)
  • Ладя — («играть в лады»; догоняющий — «лада»; дотрагиваться — «ладить») Донецкая обл. (Украина)
  • догонялки (догоняющий — «во́да») — Архангельская обл., Башкирия, Волгоград, Калмыкия, Краснодарский край, Мордовия, Москва и Подмосковье, Нижний Новгород и Нижегородская обл., Ленинградская обл., Пензенская обл., Пятигорск, Ростовская обл., Смоленская обл., Татарстан, Тверская обл., Ульяновская обл., Самарская обл., Ханты-Мансийский АО, Челябинск, Чувашия, Ярославская обл.; Черновцы (Украина); Акмола (сейчас Астана), Восточный Казахстан, Караганда, Кустанайская обл. (Казахстан); Севастополь; Рига (Латвия).
  • догоняшки — Кемеровская обл., Новосибирск, Томская обл., Тверская обл., Улан-Удэ, Ханты-Мансийский АО (Россия); Севастополь; Ташкент (Узбекистан)
  • жмурки — Новосибирск, Татарстан (Россия)
  • жёлтая карточка — этот утомительный вариант в городе Магнитогорске играется на большой площади, 1-1,5 квадратных км, без автодорог (несколько кварталов).
  • квач (в пер с укр., белор. салки; «играть в квача́»; догоняющий(щая) — «квач»; дотрагиваться — «квачева́ть», дотронуться — «заквачева́ть»; начало — «квач, квач, дай калач!») — Белгород, Новочеркасск, Шахты, Ростовская обл. (Россия); Киев, Сумская обл., Харьков (Украина); Минск (Белоруссия)
  • кеч (кэч) (ср. англ. catch — ловить, catch up — догонять) — Киев, Полтава, Днепропетровская обл., Черновцы, Кагарлык (Украина)
  • кич (ср. англ. catch — ловить, catch up — догонять) — Ростовская обл., Новочеркасск (Россия)
  • кэц — Богуслав, Киевская обл.
  • коли (дотронуться — «уколоть», начало — «собирайся, народ, кто в коли идет?») — Астрахань (Россия)
  • крысы — Саратов, Тамбов (Россия)
  • лада («играть в лады»; догоняющий — «лада»; дотрагиваться — «ладить») — Ростовская обл. (Россия), Луганская обл. (Украина)
  • латки — Ростовская обл., Воронежская обл., Новочеркасск (Россия), Новошахтинск, Сумы (Украина), Донецкая обл. (Украина).
  • лов («играть в ло́ва»; догоняющий — «лов»; дотронуться — «передать ло́ва»; начало — «давайте в ло́ва (там-то)! кто последний, тот и лов!») — Ростов-на-Дону (Россия); Черновицкая обл. (Украина); Севастополь
  • ло́вы («играть в ло́вы»; догоняющий — «ло́ва»; дотронуться — «сло́вить»; начало — «давайте в ло́вы (там-то)! кто последний, тот и лова!») — Львов (Украина), Крым, Симферополь
  • ляпки («играть в ляпки») — Архангельская обл., Средний Урал (Россия)
  • ляпы (дотронуться — «заляпать») — Архангельская и Средловская обл., Киров и Кировская обл., Карелия, Пермь (Россия)
  • лябы (прозводное от «ляпы»; догоняющий — «ляба») — Ставропольский край, Карачаево-Черкесия (Россия)
  • май (дотронуться — «замаить»)
  • майки
  • мастак (?) (догоняющий — «мастёвый») — Нижнее Поволжье (Россия)
  • маялки — Караганда (Казахстан)
  • паря (дотронуться — «запарить») — Северодвинск (Россия)
  • пятнашки (пятна) (дотронуться — «запятнать») — Архангельская обл., Камчатский край, Горьковская обл., Оренбургская обл., Ленинградская обл. (Россия); Могилев (Белоруссия); Западный Казахстан; Кыргызстан; Ташкент (Узбекистан); Тверская обл., Эстония
  • салки (догоняющий — «во́да»; дотрагиваться — «са́лить», ср. крапива обжигает = са́лит; ср. англ. sully, soil — пачкать) — Владимирская обл., Москва и Подмосковье, Нижегородская обл., Пензенская обл., Рязань, Ярославская обл. (Россия)
  • салочки (догоняющий — «во́да»; дотрагиваться — «са́лить», ср. крапива обжигает = са́лит; ср. англ. sully, soil — пачкать) — Москва и Подмосковье, Пензенская обл., Тамбовская обл., Татарстан (Россия); Тверская обл.; район г. Бранденбург (Германия, 1950-е гг.)
  • сиф (догоняющий — «сиф»; необходимо добежать до места начала игры: «кто последний — тот и сиф!») — Севастополь
  • си́фа (догоняющий — «сифа́к», дотронуться — «сифануть») — Адыгея, Башкирия, Брянск, Воронеж, Владимирская обл., Коми, Ленинградская обл., Геленджик, Иркутск, Москва, Поволжье, Средний Урал, Улан-Удэ, Челябинск, Магнитогорск, Владивосток, Мурманская область (Россия), Новгородская область, Республика Казахстан, Краснодарский край. Сифой может называться только вариант с киданием предмета (Минск, Рязань, Красноярск, Екатеринбург, Мурманск, Амурская обл.).
  • си́фа ака — Юг Казахстана — Алматы, Шымкент, Талдыкорган. Так называется только вариант игры с мечом и ногами. Бегать ни за кем не обязательно, можно просто уметь метко пинать мяч в убегающих.
  • форшма́ (вероятно, заимств. из уголовн. жарг., термин связан с гомос. принуждением; тж. ср. форшмак, от нем. Vorschmack, «закуска» — запеканка из рубленого мяса или селедки с картофелем) — Волгоград (Россия)
  • цу́рик (водящий — «цурик», водить — «цу́рить», дотронуться — «отдать цурика») — Ровно (Украина)
  • эл (вероятно, по первой букве «Л» названия «ловы», сокращенное/секретное обозначение игры; «играть в эла»; догоняющий — «эл») — Феодосия
Блок: 11/16 | Кол-во символов: 5749
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

История

Происхождение этой игры восходит к средним векам, и оно драматично. Европа и весь мир помнят эпидемии чумы, когда механизм передачи болезни ассоциировался с контактом с больным. Засалить, запятнать другого человека означало передать ему заразу. В Испании сохранилось название этой игры, как «бубонная чума».

Блок: 13/16 | Кол-во символов: 317
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Интересные факты

  • В марте 2017 года такая многовековая игра, как салочки, была запрещена в одной из калифорнийских начальных школ — Gold Ridge Elementarу School. Причиной послужило то, что, по мнению директора, это грубая контактная игра, которая небезопасна. Похожие случаи отмечены и в других американских школах, а также в Англии.
  • В ряде местностей бывшего СССР данная игра детям не известна. Например в Абхазии, в городе Сухуми ее не знают и не играют.
Блок: 14/16 | Кол-во символов: 455
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8

Литература

  • Ключева М. и др. О происхождении русских игровых терминов: сало, салки, масло // Урало-алтайские исследования. — 2012. — № 7. — С. 39—51.
Блок: 16/16 | Кол-во символов: 148
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8
Кол-во блоков: 28 | Общее кол-во символов: 21307
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8: использовано 13 блоков из 16, кол-во символов 11909 (56%)
  2. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%87_(%D0%B3%D1%80%D0%B0): использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 6319 (30%)
  3. http://kinderinfo.ru/podvizhnye-igry-iz-nashego-detstva/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3079 (14%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий