Осенью: Фет А. А.

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 204
Источник: https://pishi-stihi.ru/osenyu-fet.html

Статьи раздела литература

5 известных книг, которые писались в годы эпидемий

Карантинная проза Грибоедова, Пушкина и Чехова.

Самые популярные классики из школьной программы

Читаем Пушкина, Достоевского и Гоголя.

«Хандра хуже холеры»: 7 советов для самоизоляции от русских классиков

Пишите, как Пушкин, и дезинфицируйте всё, как Маяковский.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 333
Источник: https://www.culture.ru/poems/11356/osenyu

Осенью

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 218
Источник: http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osen_fet_a_a/0-217

Анализ стихотворения Фета «Осенью»

Стихотворение «Осенью» написано в 1870 году зрелым человеком и большим поэтом, уже обладающим определенным влиянием в литературных кругах, изданным двухтомником стихотворений и оригинальной, вполне узнаваемой творческой манерой. Миниатюрное стихотворение состоит из единственного предложения, но содержит важное философское обобщение и удивительные средства художественной выразительности:

  • эпитеты — «сквозная (прозрачная) паутина», «ясные дни», «близкое дыханье» — помогают автору создать атмосферу спокойного, размеренного ожидания перемен;
  • олицетворения — «паутина разносит», «дыханье зимы», «голос лета» — очеловечивая явления природы, позволяют несколькими короткими штрихами выразить основную мысль, избежав пространных описательных оборотов;
  • метафору «нити дней», которая выделяет суть — основную нить — пережитого, реальное наполнение прошедшего времени;
  • катахрезу, лишь на первый взгляд сочетающую несовместимые по значению слова — «понимаем голос»: на самом деле оборот означает понимание сути сказанного, совершенного, прочувствованного, сделанные из этого выводы;
  • инверсию — «дыханья близкого», «лета прожитого», «понимаем мы» — которая хоть и обусловлена необходимостью рифмовки, но позволяет расставить акценты на важных авторских посылах — что зима близко, а лето прошло безвозвратно;
  • контекстные антонимы – «зима – лето» — помогают отразить жизненные контрасты, противоречия, без которых нет полноты человеческого восприятия действительности;
  • антитезу — «не грустим, а понимаем» — добавляющую светлую ноту надежды;
  • кольцо — «Мы не грустим … понимаем мы» — личные местоимения не только оформляют его, но и добавляют авторскому посланию нотки доверительности, ассоциируют поэта с его читателями.

Стихотворение вовсе не о природе, как может показаться. Описанная в стихотворении смена сезонов является аллегорией человеческой жизни: подведение жизненных итогов заставляет любого из нас пересмотреть отношение к прожитым годам, позволяет уяснить и переоценить значение некоторых поступков, совершенных в молодости, не драматизируя неизбежного окончания земного существования. Глагол «разносит», помимо своего прямого значения – «распространяет, перемещает» — приобретает в контексте сказанного дополнительный смысл – «выставляет на всеобщее обозрение, на суд».

Упоминание о далеком благовесте (производимом особым образом церковном звоне, извещающем о начале богослужения) становится напоминанием о христианском вероучении и посмертном воздаянии, возможности спасения души.


Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2539
Источник: https://pishi-stihi.ru/osenyu-fet.html

Осенняя роза

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 332
Источник: http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osen_fet_a_a/0-217

Стихотворение «Осень» – анализ по плану

Вариант 1

Творчество А. Фета в основном связано с чувством восторга перед природой. Резким отличием является стихотворение «Осень», написанное в 1883 г. Поэт в это время был уже в преклонном возрасте, поэтому воспринимал жизнь как медленное угасание. В прошлом остались любовные увлечения, поражения и победы. Фет добился благополучия и известности. Лучшие годы уже были позади, оставалось спокойно воспринимать старость, подводить итоговую черту под своей жизнью.

Первая строфа стихотворения проникнута ощущениями тоски и печали. Холодная и равнодушная осень невероятно грустна. Хмурые осенние дни неспособны вызвать радость в сердце. То же самое чувствует человек в старости.

Его ощущения притупились, ничто не вызывает в нем счастья. Он уже давно расстался со всеми надеждами и мечтами и ничего не ждет от будущего. Фет всегда славился тонким восприятием и описанием природных звуков. Но в этом случае поражает использованный им эпитет – «беззвучная».

Во второй строфе Фет все же признает, что и осенью бывают прекрасные дни, которые можно сравнить с поздней человеческой любовью. Красота в этот период уже увядающая, но в этом и заключается ее ценность. Последние теплые дни, как и вспышка страсти, позволяют человеку еще раз ощутить полноту своей жизни.

Третья строфа подводит к окончательному заключению. Кратковременное возрождение чувств уже не может обмануть человека. Все равно последним его ощущением будет «стыдливая печаль». Возникает единственный звук в стихотворении, произведенный «вызывающим». Неопределенность этого понятия означает, по сути, холодное равнодушие автора, которому, как и печали, «ничего уже не жаль».

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Он идеально подходит для описания печального размышления на закате дней. Эмоциональность постепенно нарастает, но в третьей строфе автор переходит на умеренный ритм.

Первая и вторая строфы построены на контрасте применяемых эпитетов («сумрачные», «безотрадной» — «золотолиственных», «знойных»). Автор широко использует олицетворения («дни… просятся», «молчит… печаль»).

В стихотворении нет четкой сюжетной линии, оно представляет собой отдельные отрывки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому представить недостающие детали. Старость предоставит каждому человеку бездну времени для такого анализа.

Вариант 2

Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства, усилия по сохранению литературных связей, служебные интриги. В этом возрасте приходит покой и переосмысление своего жизненного пути. Этим философским настроением проникнуто всё стихотворение «Осень».

Оно состоит из трёх строф, и каждой присуща своя тональность. В первой почти подряд произносятся эпитеты «грустны». «сумрачные». «беззвучной». «хладной». «безотрадной». Они рождают тоскливое настроение, а восклицание только усиливает безнадёжность уныния.

«Безотрадная истома» — оксюморон из рода тех, что так присущи творчеству Фета, они очень тонко отображают малейшие эмоциональные оттенки. Истома как наслаждение от собственной неизбывной тоски, от унылой осени знакома почти каждому. Но долго оставаться в этом состоянии невозможно, поэтому вторая строфа становится закономерным переходом к иному настроению.

Слова «золотолиственных уборов». «горящих взоров». «знойных прихотей» навевают ассоциации с теплом, роскошью, чувственностью. В этих строчках прослеживается необычная метафора и олицетворение: осень, словно оживший человек и воспламенённый любовник, ищет в «крови золотолиственных уборов» отклика своей страсти, ищет «горящих взоров и прихотей любви». Осень — золотая листва — любовь соединяются в единое устремление к жизни и чувственности. Какой контраст с первой строфой!

А третья, заключительная часть стихотворения, написана как бы от лица наблюдателя, невольно подсмотревшего эти осенние метаморфозы. «Молчит стыдливая печаль, лишь вызывающее слышно». — отмечает лирический герой. Слово «вызывающее». употреблённое в среднем роде, невольно связывается со словом «действие». Оно происходит в осенней природе, оно откровенно.

Оно взывает к жизни! А печаль «замирает так пышно». и ей «ничего уже не жаль». Эти слова рождают ассоциацию с проводами в последний путь: в нём сочетаются грусть, пышность и равнодушие того, кто уходит, ко всем мирским горестям.

Итак, олицетворение осени не повторяется, но раздваивается: деятельное любовное устремление во второй строфе и молчаливая, равнодушная печаль в третьей. И эти же два настроения владеют и лирическим героем, когда он рассказывает о картине увядания природы.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Стихотворение-размышление, философское принятие изменчивости природы, настроения и человеческих чувств — вот что заключает в себе «Осень» Фета, зрелое и жизненное произведение.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 5123
Источник: https://litfest.ru/analiz/osen-fet.html

Осенний блеск

Опять осенний блеск денницы

Дрожит обманчивым огнем,

И уговор заводят птицы

Умчаться стаей за теплом.

И болью сладостно-суровой

Так радо сердце вновь заныть,

И в ночь краснеет лист кленовый,

Что, жизнь любя, не в силах жить.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 258
Источник: http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osen_fet_a_a/0-217

Приметы осени

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь — через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 448
Источник: http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osen_fet_a_a/0-217

Холодная осень

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 234
Источник: http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osen_fet_a_a/0-217
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 9689
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.culture.ru/poems/11356/osenyu: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 333 (3%)
  2. http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osen_fet_a_a/0-217: использовано 5 блоков из 12, кол-во символов 1490 (15%)
  3. https://litfest.ru/analiz/osen-fet.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 5123 (53%)
  4. https://pishi-stihi.ru/osenyu-fet.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 2743 (28%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий